на одном языке с техникой
   
Статьи
 

 

ПОЧЕМУ РОССИЯ НЕ ГОВОРИТ ПО-АНГЛИЙСКИ

взгляд далекого от проблем образования переводчика

1. Образование в России – какие уж тут переводы

2. Особенности национального преподавания

3. Сверхспособность детей или слабоумие взрослых?

4. Изучение языка с точки зрения НЛП

5. Полезные советы

Образовательная система в России представляет собой исключительно странное явление. Уже вопрос о целях нынешнего школьного образования зачастую способен поставить в тупик, если говорить не о необходимости «знаний» вообще, а о конкретных задачах и результатах. Если некогда задачей школы являлась ликвидация безграмотности, то теперь при поступлении в школу ребенок зачастую уже должен уметь читать и считать. Функция среднего образования сейчас, по-видимому – заполнение мозгов злосчастных школяров информацией, которая не может быть доведена до их недалекими родителями. Ведь жители страны воров и раздолбаев должны знать законы генетики, строение белков, методы вычисления интегралов и прочие нужные каждому дворнику вещи, целесообразность изучения которых почему-то не принято обсуждать.

Вот на последней фразе хотелось бы остановиться подробнее. Почему не принято обсуждать? Вы уверены, что знаете ответ на этот вопрос? Сформулирую мысль несколько иначе: если родители (или детский сад) должны научить ребенка читать и считать, а заодно и писать (если уж продолжать логическую цепочку), и не считают, что, скажем, для ремонта автомобилей или перевода с испанского необходимо уметь решать квадратные уравнения… то в школу,  в принципе, можно и не ходить. Только кто вам даст не пустить туда ребенка? Вы же нарушаете его законные «права»!

Сразу оговорюсь, не надо меня представлять воинствующим неучем, у меня два высших образования и даже заработанная (а не купленная за взятку) ученая степень. Речь идет не о том, что изучение всевозможных наук - безусловное зло, а о праве выбора и смысле этого выбора. Образование, как некогда заметил опальный Э. Лимонов, является по сути дела репрессивной системой, и то, что какие-то 50-100 лет назад из педагогического арсенала были исключены розги и стояние на горохе, не слишком меняет общую картину. Школа по-прежнему похожа на тоталитарную секту, в которой целесообразность каких-либо действий не обсуждается в принципе. Реального права выбора (предметов, методик изучения, объема информации и т.п.) как не было, так и нет, более того, знания и навыки, необходимые для реальной жизни, как правило, не имеют никакого отношения к тому, что положено в основу школьной программы.

Главная проблема современной системы образования заключается в ее отстраненности от общества и его проблем. Цель школы – обеспечение работой определенного контингента людей, а вовсе не удовлетворение потребности подрастающего поколения в получении полезных навыков. Поэтому не удивляйтесь, что применительно к изучению иностранного языка школьная программа рассчитана на 6-10 лет. Ведь если ученик начнет бегло и более-менее грамотно говорить по-английски за полгода, имитировать тяжелый и затратный процесс обучения станет значительно сложнее. Может быть, вы думаете, что «глубокие знания», даваемые в школе, нужны для письменного перевода? Для качественного художественного перевода нужно иметь навыки писателя, далеко выходящие за рамки школьных сочинений, а для технического перевода – знание предмета переводимой технической документации. Посмотрите на продукцию большинства так называемых бюро технических переводов, и беспомощность как среднего, так и высшего образования в части преподавания родного и иностранного языков станет очевидной.

Давайте проанализируем реальные навыки типичного выпускника средней школы применительно к практическим ценностям, а не абстрактным понятиям типа «разносторонне развитой личности». Допустим, родители умерли, да и не обязаны содержать своего отпрыска до пенсии, стипендию не дали или она слишком мала, а перед нами совершеннолетний гражданин, получивший среднее образование, который должен как-то зарабатывать себе не только на пропитание, но и дальнейшее развитие. Что полезного может делать наш выпускник? В лучшем случае, подметать улицы и мыть автомобили, если его здоровье, подорванное многочасовым сидением в неестественной позе в течение 11 лет, позволит ему делать хотя бы это.  Вот оно – реальное качество образования в России! Лучшая в мире система подготовки судомоек! Типичный выпускник средней школы не знает своих прав, не обучен хорошим манерам, часто не умеет просто приготовить себе ужин… С точки зрения психологии наши дети уже к шестнадцати годам представляют собой сборище законченных невротиков, нуждающихся в консультации квалифицированного психолога.

Я уже не говорю о нравственном облике современных учащихся. Если ребенок не нахватается дурного от родителей-маргиналов, он благополучно нахватается их в школе, которая даже свои карательные функции перестала нормально выполнять. Точнее она все еще выполняет их, но избирательно. Плюсом системы воспитания в старой доброй Англии было не то, что учитель мог выпороть Тома Сойера, а то, что он мог выпороть и Бекки Тэтчер, а она была дочкой мэра. Вы считаете, что подобные наказания ужасны, и это «нецивилизованно»? А тюремная иерархия с «петухами» и «авторитетами» в школьном классе – это цивилизованно? А учителя, не смеющие отвесить заслуженный подзатыльник сынку владельца рынка или чиновника местного разлива, и отрывающиеся на разных прочих детях – способствуют нравственному воспитанию? Как заметил один писатель, «гуманизм – это отношение к людям не лучше, чем они того заслуживают».

Часто приходится слышать, что основная задача школы вырастить образованного и культурного человека. Рискну задать непопулярный вопрос: за счет чего? Ответ, увы, вполне однозначен: за счет времени и здоровья учащегося. Способность равномерно усваивать горы бесполезной и логически несвязанной информации и так называемая «механическая память» нехарактерна для большинства людей. С другой стороны, наличие таковой – еще не признак ума, и уж тем более – не гарант успешности в будущем. Как следствие, огромное количество школьников попросту перегружено, т.е. такое «образование» достигается каторжным трудом, особенно в так называемых «престижных школах» и «гимназиях». Ведь индивидуальные особенности ученика и его склонности школой не учитываются в принципе, как впрочем и родителями, которые больше озабочены соображениями престижа или поступления в ВУЗ. Представьте себе физическое и психологическое состояние ученика класса с углубленным изучением математики при отсутствии способностей к этой самой математике. Не удивительно, что половина выпускников школы уже имеет хронические заболевания, признаки неврозов или и то, и другое. Лично у меня мало желания делать своих детей образованными за счет их здоровья. Если у пацана в 20 лет сколиоз второй степени, близорукость в районе -10 и застойный простатит в придачу, мне монопенисуально, читал ли он Достоевского. В этой связи вспоминается высказывание мамы одного из моих одноклассников (а мы учились как раз таки в «углубленной» школе): «Если сравнить состояние здоровья у вас и у обитателей школы для троечников (так у нас звали «неуглубленные» школы), такое впечатление, что вас привезли сюда с уранового рудника». Упомянутая мама, кстати, работала подростковым терапевтом в местной больнице (была такая должность!) и ежегодно подавала отчетность о состоянии здоровья призывников в районный военкомат.

Целью написанного выше является, разумеется, не изменение системы (если слишком сильно биться головой о стену, скорее всего, треснет голова), а устранение у читателя комплекса неполноценности в части его способности к освоению иностранных языков. Природа сего комплекса лежит в школьном преподавании иностранного языка по программам, которые имеют своей целью максимальное усложнение процесса обучения, а вовсе не получение результата. Язык можно успешно изучать даже самостоятельно. Большинство квалифицированных людей, с которыми мне как владельцу бюро переводов приходилось работать, не получали специального образования в области перевода. Это касается не только письменного технического перевода, но и устного – как правило, самые лучшие переводчики на поверку оказываются самоучками или же чему-то научились не благодаря системе, а вопреки ей.


Мы не выполняем переводы по 1000 страниц в месяц. Мы не беремся за ВСЕ переводы, от нефтехимии до астрономии. Мы не переводим на китайский язык. Но мы УМЕЕМ ДЕЛАТЬ то, что предлагаем своим клиентам.



© Все права защищены. Копирование материалов сайта без письменного разрешения правообладателя преследуется по закону.